Фонд Президентских грантов Грант Президента Российской Федерации
на развитие гражданского общества
№ 17-1-006957

Информация о проекте

Сроки реализации проекта: октябрь 2017 г. - июль 2018 г.

Краткое описание проекта. Проект направлен на создание научно-обоснованной модели формирования современных исследовательских компетенций выпускников образовательных программ трех уровней высшего образования. Модель будет содержать Концепцию преемственного формирования исследовательских компетенций выпускников программ бакалавриата – программ магистратуры (специалитета) – программ аспирантуры в контексте формирующейся национальной системы квалификаций, а также комплексное научно-методическое обеспечение для формирования исследовательских компетенций выпускников образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям в областях образования: «Математика и естественные науки», «Гуманитарные науки», «Науки об обществе». В разработку и обсуждение модели будут вовлечены все университеты АКУР, а также ведущие российские ученые, представители институтов РАН (Институт Всеобщей Истории и др.), разработчики отраслевой рамки квалификаций и профессиональных стандартов в области науки.

Цель проекта. Разработать научно-обоснованную модель формирования исследовательских компетенций выпускников образовательных программ трех уровней высшего образования по фундаментальным направлениям подготовки и специальностям,а также создать комплексное научно-методическое обеспечение для формирования исследовательских компетенций выпускников образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям в областях образования: «Математика и естественные науки», «Гуманитарные науки», «Науки об обществе».

Задачи проекта >>>

  • Задача №1: Провести сравнительный анализ динамики кадрового потенциала российской науки в постсоветский период и динамики кадрового потенциала науки США, Евросоюза, КНР за последние 25 лет. Выявить возможные риски для развития российской экономики в контексте выявленных тенденций.
           На страницу реализации задачи...
  • Задача №2: Провести комплексный экспертный анализ современного состояния вопроса о позиционировании научно-исследовательского и научно-педагогического видов профессиональной деятельности в формирующейся Национальной системе квалификаций (НСК) России.
           На страницу реализации задачи...
  • Задача №3: Проанализировать лучшие практики формирования исследовательских компетенций выпускников университетов на основе социологического исследования опыта ведущих университетов РФ, ЕС, США, КНР.
           На страницу реализации задачи...
  • Задача №4: На основе выполненных аналитических и социологических исследований разработать Концепцию формирования исследовательских компетенций выпускников образовательных программ трех уровней высшего образования с учетом формирующейся Отраслевой системы квалификаций в области науки (далее – Концепция).
  • Задача №5: На основе Концепции разработать Модель организации образовательного процесса, направленного на преемственное формирование исследовательских компетенций в программах трех уровней ВО, включающую необходимое научно-методическое обеспечение для трех областей образования.
  • Задача №6: Провести всестороннее обсуждение разработанной Модели в рамках Научно-методической конференции с участием представителей РАН, Минобрнауки России, ФАНО, разработчиковпрофессиональных стандартов, представителей не менее 40 классических университетов из девятифедеральных округов.
  • Задача №7: По результатам проведенного обсуждения провести доработку Модели и соответствующего научно-методического обеспечения.
  • Задача №8: Направить рекомендации Минобрнауки по применению результатов проекта при актуализации ФГОС и примерных программ высшего образования; направить рекомендации Минтруду по применению результатов проекта для формирования Отраслевой системы квалификаций в области образования и науки.
  • Задача №9: Опубликовать результаты проведенных исследований, включающие разработанную Модель и научно-методические материалы, в виде трех статей в периодических изданиях, а также Методических рекомендаций для образовательных и научных организаций, реализующих программы ВО.
  • Задача №10: Организовать широкое распространение результатов проекта среди университетов России во всех федеральных округах.

Исполнители проекта

Привлеченные эксперты