Государственный контракт №05.043.11.0007 от 08.04.2014 «Экспертно-аналитическое обеспечение процесса вхождения Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования с учетом европейской практики интеграции образования и рынка труда и сетевых форм реализации образовательных программ».

Основная цель проекта

Экспертно-аналитическое обеспечение процесса вхождения Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования, подготовка экспертно-аналитических материалов к Национальному докладу Российской Федерации к очередной встрече министров образования стран – участниц Болонского процесса в 2015 году.

Основные результаты проекта:

Работы по проекту выполнялись в два этапа:

  • 1 этап: апрель - ноябрь 2014
  • 2 этап: январь - октябрь 2015

Сроки выполнения проекта:

  • 1 этап: апрель - ноябрь 2014
  • 2 этап: январь - октябрь 2015

В результате выполнения первого этапа проекта (2014 год):

1)

В апреле 2014 года направлен запрос в Наблюдательную группу Болонского процесса (BFUG) и получены формы представления Национальных докладов к встрече министров образования стран - участниц Болонского процесса в мае 2015 года (Ереван). Формы представления Национального доклада – заполненные электронные анкеты, структурированные по семи разделам:

Степени и квалификации

Обеспечение качества

Социальное измерение

Оплата обучения, поддержка и право переноса средств

Трудоустройство и переход на рынок труда

Обучение в течение всей жизни

Интернационализация и мобильность

2)

В апреле 2014 года разработана методика проведения комплексного исследования, имеющего целью сбор материалов для подготовки Национального доклада и создан соответствующий инструментарий (анкетирование , самообследование, анализ сайтов).

3)

В мае-июне 2014 года проведено комплексное исследование, в рамках которого:

  • Проведен экспертный анализ действующих в РФ нормативных документов, которые следует использовать при ответах на вопросы анкет Национального доклада;
  • Изучены данные ежегодного Мониторинга по основным направлениям деятельности образовательных организаций высшего образования, осуществляемого Департаментом государственной политики в сфере высшего образования (за 2012 и 2013 г.г.), и отобрана информация, которую возможно использовать при ответах на вопросы анкет Национального доклада;
  • Проведено экспертное обследование более 120 ООВО, (самообследование, анкетирование, анализ сайтов) на основе разработанного в рамках проекта инструментария;
  • Изучены данные мониторинга эффективности внедрения ФГОС в учреждениях профессионального образования, осуществленного АКУР по заказу Минобрнауки России (2011-2013 г.г.), данные других официальных исследований и отобрана информация, которую возможно использовать при ответах на вопросы анкет Национального доклада.

4)

В июле 2014 года проведен анализ результатов комплексного исследования, подготовлены и направлены в Департамент государственной политики в сфере высшего образования материалы для Национального доклада Российской Федерации к встрече министров образования стран - участниц Болонского процесса в мае 2015 года (Ереван).

5)

В октябре 2014 года составлена и направлена в Департамент государственной политики в сфере высшего образования Аналитическая справка о процессах вхождения системы высшего образования России в Европейское пространство высшего образования (ЕПВО), содержащая полное описание результатов проведенного исследования, в том числе выявленных успешных моделей и «проблемных зон».

6)

В августе-сентябре 2014 года создана сеть организационно-методических структур на базе российских университетов с целью содействия интеграции российской системы образования в Европейское пространство высшего образования (головной Центр - на базе экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, сайт Центра)

7)

В сентябре-октябре 2014 года по результатам выполнения проекта опубликованы две статьи в журнале «Высшее образование в России»

Тексты статей

На втором этапе проекта (2015 год) были проведены следующие мероприятия:

1)

Подготовлен проект комплексного плана по активизации процессов вхождения системы высшего образования Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования.

2)

В федеральных округах Российской Федерации проведено 4 информационно-методических семинара.

3)

Проведены вебинары, в том числе с участием ведущих европейских экспертов, посвященные обсуждению результатов проведенного анализа и выявленных успешных моделей, а также признаков и причин отставания.