Грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 20-1-028453 |
|
Информация о проекте
Исполнитель проекта: АНО Ассоциация классических университетов России
Партнеры АКУР по реализации проекта
- Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию
- Российский фонд фундаментальных исследований
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
- Тверской государственный университет
- Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
- Институт всеобщей истории РАН
Сроки реализации проекта: 01 апреля 2020 года – 30 апреля 2021 года
Руководитель проекта: Караваева Евгения Владимировна
Краткое описание проекта
Реализация Стратегии научно-технологического развития России требует притока в науку и наукоемкие сферы деятельности квалифицированных кадров, готовых обеспечить полный жизненный цикл научного продукта. Однако кадровый потенциал российской науки значительно пострадал в постсоветский период. Фундаментальные причины снижения кадрового потенциала (длительное недофинансирование науки, утечка мозгов, снижение «веса» и роли науки в обществе, утрата системности и целостности в подготовке исследователей)в настоящее время находятся под пристальным вниманием руководства страны и постепенно преодолеваются. Со своей стороны институты гражданского общества должны сделать все возможное, чтобы повысить мотивацию молодых людей к исследовательской деятельности, создать информационные и методические условия для максимальной самореализации начинающих исследователей в научной и сопряженных с ней сферах деятельности.
Ассоциация классических университетов России (АКУР) при поддержке Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте РФ по науке и образованию (далее – Координационного совета) и других партнеров осуществляет реализацию проекта, направленного на создание модели компетенций в научной сфере и сопряженных сферах деятельности, которая структурирована по уровням квалификаций исследователей и управленческих кадров (далее – Модели компетенций в науке), а также на разработку практических рекомендаций начинающим исследователям по выстраиванию оптимальных траекторий профессионального роста (далее – Рекомендаций начинающим исследователям).
Разработанные Модель компетенций и Рекомендации начинающим исследователям до мая 2021 года будут размещены на сайтах Координационного совета и АКУР. Ссылка на ресурс будет адресно доведена до большого числа заинтересованных сторон (региональных Советов молодых ученых, университетов, научных организаций).
Основные мероприятия второй половины 2020 года, в рамках которых были осуществлены разработка и обсуждение Модели компетенций в науке и Рекомендаций начинающим исследователям
1. Экспертный он-лайн опрос, в котором приняли участие 51 эксперт (среди них 47 кандидатов и докторов наук, представляющих 14 отраслей науки, 16 представителей федеральных и национальных исследовательских университетов, 10 представителей научных организаций; 7 представителей R&D структур в бизнес-компаниях).
2. Проектная сессия «Модель компетенций в науке как инструмент профессионального роста молодых исследователей», организованная и проведенная в рамках расширенного заседания Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию (19-20 сентября 2020 года, Ялта), участниками которой были 50 человек – члены Координационного совета и победители трека «Наука» конкурса управленцев «Лидеры России» (сезон 2019-2020гг), эксперты АКУР.
3. Панельная дискуссия «Социогуманитарная экспертиза научно-технологического развития: роль молодых научных лидеров», состоявшаяся 2 декабря 2020 года в МГУ имени М.В.Ломоносова в рамках Научно-практической конференции «Молодежь в пространстве социогуманитарной экспертизы: опыт междисциплинарных исследований». На панельной дискуссии разработки АКУР по проекту представила руководитель проекта Евгения Караваева.
4. Всероссийский форум молодых ученых «Компетенции для новых вызовов», состоявшийся 10-11 декабря 2020 года в Москве и собравший на своей онлайн-площадке более 700 молодых исследователей, представителей Советов молодых ученых, ведущих экспертов из разных регионов и городов. На Форуме от имени АКУР был представлен доклад «О разработке Модели компетенций в науке: принципы, подходы, сферы применения».
5. 18-19 марта 2021 года на базе Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского (СГУ) прошла Стратегическая сессия для молодых ученых Приволжского федерального округа «Наука молодая: траектория открытий», организаторами которой выступили Ассоциация классических университетов России (АКУР), Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию (Координационный совет) и СГУ.
На пленарном заседании исполнительный директор АКУР Е.В. Караваева презентовала разработанные при поддержке Фонда президентских грантов модель компетенций в науке и практические рекомендации начинающим исследователям «Ориентиры, траектории и инструменты профессионального роста в научной и сопряженных с ней сферах деятельности»
Эксперты АКУР приняли участие в работе мастер-классов "Как построить карьеру в науке?" и "Как идею превратить в научный результат", дали практические рекомендации начинающим исследователям в экспертной дискуссии о наукометрических показателях и моделях компетентностной оценки молодого ученого.
В рамках Стратегической сессии состоялась экспертная дискуссия "Программы аспирантуры как основной инструмент формирования базовых исследовательских компетенций". На заседании, модераторами которого выступили исполнительный директор АКУР Е.В. Караваева и руководитель приоритетных проектов и программ СГУ Е.Г. Елина, работали проректоры ведущих вузов России, руководители управлений и отделов аспирантуры, председатели диссертационных советов, члены Координационного совета, руководящие работники Рособрнадзора.
По результатам дискуссии в Минобрнауки России будут представлены рекомендации по нормативно-методическому обеспечению разработки и реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре в условиях вступления в силу Закона № 517-ФЗ от 30 декабря 2020 года.
В общей сложности на университетских очных и виртуальных площадках в течении двух дней присутствовало более 500 молодых учёных ПФО и других регионов России, получивших подробные практические рекомендации по повышению эффективности своей научной работы.
Материалы Стратегической сессии