Общее собрание Ассоциации классических университетов России
Презентация Президента АКУР академика В.А. Садовничего
Видеозапись Общего собрания АКУР 14.06.2022 г.
Протокол Общего собрания АКУР
14 июня 2022 года на базе МГУ состоялось Общее собрание Ассоциации классических университетов России (АКУР) под председательством Президента АКУР ректора Московского университета академика Виктора Антоновича Садовничего. Основной темой Общего собрания АКУР стало определение ключевых принципов и подходов к развитию российской системы высшего образования в новых условиях. В работе общего собрания приняли участие 46 университетов (членов АКУР), а также руководитель фонда «Талант и успех», сопредседатель Центрального штаба ОНФ Елена Владимировна Шмелева, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Салаватовна Гумерова, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по науке и высшему образованию Александр Георгиевич Мажуга, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Татьяна Васильевна Рябко.
В своем выступлении Президент АКУР академик В.А.Садовничий отметил ряд недостатков существующей с 2011 года уровневой модели высшего образования и предложил при обновлении отечественной системы подготовки кадров ориентироваться на гибкую многовариантную модель подготовки в системе высшего образования, включающую программы специалитета (5 лет и 5 лет +1 год магистратуры), шестилетние программы интегрированной магистратуры, традиционные программы бакалавриата (4 года) и магистратуры (1-2 года). При этом в наукоемких и высокотехнологичных областях образования приоритет должен быть отдан программам непрерывной подготовки (специалитет и интегрированная магистратура). В.А.Садовничий отметил, что утвержденный в феврале 2022 года новый Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования по целому ряду позиций не соответствует требованиям Стратегии научно-технологического развития России и новым глобальным вызовам, поэтому Перечень должен быть пересмотрен, а его введение должно быть перенесено с 2024 года на более поздний срок.
Также в своем выступлении В.А Садовничий остановился на необходимости адекватного отражения научного, научно-педагогического и научно-технического видов деятельности в Национальной системе квалификаций. Еще в 2017 году на Национальном совете по профессиональным квалификациям В.А.Садовничий показал, что указанные виды деятельности могут быть отражены в Национальной системе квалификаций только через Единую для таких видов деятельности рамку квалификаций, которая не является жёстким нормативным документом. В том же году при Минобрауки России была создана Межведомственная Рабочая группа по формированию системы профессиональных квалификаций в области науки. Она одобрила проект Единой рамки квалификаций в области исследований, разработок, подготовки научных кадров, разработанный АКУР. Однако до настоящего момента Единая рамка квалификаций не легализована и Совет профессиональных квалификаций в сфере науки и высшего образования не создан. По указанным причинам в стране продолжают появляться инициативные профессиональные стандарты в сфере высшего образования, которые вызывают резко отрицательную реакцию университетского сообщества. В последние 2 недели на обсуждение академического сообщества представлен проект профессионального стандарта «Педагог высшего образования», в котором предложено ввести в структуру профессорско-педагогического состава новую линейку должностей «Профессор практики», «Доцент практики» и другие, причем для всех этих должностей отсутствует требование к наличию ученой степени, а «профессору практики» достаточно иметь образование уровня бакалавра.
Руководитель фонда «Талант и успех» Е.В.Шмелева акцентировала внимание на необходимости соблюдения принципа преемственности при проведении любых трансформаций системы образования, поддержала В.А.Садовничего в необходимости ориентации на многовариантную модель подготовки, которая позволила бы университетам развивать уникальные подходы к образованию и предоставлять талантливым студентам возможность построения эффективных индивидуальных образовательных траекторий. Е.В.Шмелева предупредила об опасности избыточной формализации ФГОС высшего образования и особо остановилась на вопросе необходимости пересмотра нового Перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования, отметив, что на этот счет имеется поручение вице-премьера Правительства РФ Д.Н.Чернышенко Министерству науки и высшего образования от 19 апреля 2022 года.
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумерова призвала не политизировать и не торпедировать вопрос об обновлении российской системы высшего образования, а осуществлять обновление продуманно и последовательно. Она проинформировала университеты о готовящемся законопроекте, который закрепит подготовку кадров для ряда технологических отраслей исключительно в виде специалитета. Л.С.Гумерова критически отозвалась о действующей в настоящее время системе распределения государственного задания на подготовку специалистов (КЦП) и призвала ее существенно переработать.
Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по науке и высшему образованию А.Г.Мажуга проинформировал собрание о Дорожной карте по формированию национально-ориентированной стратегии развития системы высшего образования в РФ, разрабатываемой в Государственной Думе, а также о готовящихся 27 июня 2022 года Парламентских слушаниях по вопросам развития системы высшего образования в целом.
Позицию региональных университетов выразили ректоры Южного федерального университета (И.Н.Шевченко), Саратовского Национального исследовательского госудаственного университета им. Н.Г.Чернышевского (А.Н.Чумаченко), Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова (А.И.Русаков), Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова (А.Н.Николаев), Дагестанского государственного университета (М.Х.Рабаданов). Выступившие ректоры поддержали позиции, озвученные в выступлениях В.А.Садовничего, Е.В.Шмелевой, Л.С.Гумеровой, А.Г.Мажуги и сформулировали целый ряд конкретных предложений – о новых специальностях, которые необходимо включить в новый Перечень, о необходимости возрождения системы дополнительных квалификаций при реализации программ основного высшего образования, о необходимости организации на системной основе взаимодействия классических университетов и общеобразовательных школ, ориентированных на исследовательскую подготовку учащихся, а также других предложений.